Больше стратегий, хороших и разных
Тема 3-й Международной научно-практической конференции по стратегическому управлению и контроллингу, состоявшейся в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына, звучала так: «От ясной стратегии к ее эффективной реализации». За несколько мудреным названием скрывается простая в общем-то суть: как повысить качество управления социально-экономическими процессами, а значит, сделать нашу жизнь более комфортной и безопасной? На эти вопросы пытались найти ответы известные ученые, экономисты, представители муниципальной власти и бизнес-сообщества.
По мнению члена-корреспондента РАН Георгия Клейнера, Россия сегодня стоит на пороге больших перемен. Поясняя свою мысль, ученый сравнил развитие России с движением маятника. Причем эти колебания от одной крайней точки к другой свойственны всем сферам нашей жизни, а экономике — особенно. За последние тридцать лет мы стали свидетелями того, как последовательно сменяли друг друга диаметрально противоположные экономические модели. Более того, даже в эпоху так называемой рыночной экономики приоритеты менялись, словно колебания маятника. Рыночный романтизм начала 1990-х годов к началу 2000-х сменился рыночным прагматизмом. Иначе говоря, наивное ожидание чуда, свойственное многим даже маститым ученым в начале экономических реформ, сменилось сугубо практичным и даже циничным желанием брать от рынка все и сейчас, не задумываясь о завтрашнем дне. Высокий уровень коррупции, о которой сегодня не рассуждает только ленивый, как раз и есть следствие такого сугубо прагматичного подхода. Однако, учитывая тот факт, что социально-экономическое развитие России сравнимо с движением маятника, можно сделать вполне определенный вывод: страну ожидают перемены, и в самое ближайшее время. По словам Клейнера, суть назревающих перемен можно сформулировать так: декоммерциализация всех сфер социально-экономической жизни.
К такому выводу подводит и анализ общемировых экономических процессов. Экономика ведущих западных стран сегодня явно находится в стадии серьезной переоценки базовых вопросов. Известный американский экономист Пол Самуэльсон, анализируя эти процессы, так обозначил суть перемен: «Забота о других человеческих существах — вот что можно в конечном итоге считать хорошим бизнесом и хорошей экономикой». Как это в корне отличается от хорошо известного нам еще со школьной скамьи принципа капитализма, согласно которому целью экономической деятельности является извлечение прибыли! И вот теперь выясняется, что коммерческая составляющая экономических процессов вовсе не является главной, а на первый план выходят другие приоритеты. Неудивительно, что крупный и средний бизнес сегодня все чаще вкладывает огромные деньги в такие проекты, которые вообще не принесут ему никакой прибыли, например адронный коллайдер и тому подобные вещи.
Гигантские деньги тратятся на всевозможные благотворительные программы, на поддержку образования и культуры. И это уже давно считается не причудами богатых, а выгодными инвестициями в будущее. И когда топ-менеджеры одной известной американской автомобильной компании заявили (очевидно, не подумав), что их главная задача не выпуск хороших автомобилей, а зарабатывание денег, это вызвало буквально шквал негодования в обществе, а продажи автомашин этой марки резко упали. Все это свидетельствует о том, что слова Самуэльсона становятся манифестом современной западной экономической модели. А значит, рано или поздно новации коснутся и России.
В связи с этим уже сейчас назрела острая необходимость кардинального пересмотра многих положений, которые еще недавно казались незыблемыми. Например, что такое качество жизни и комфортность городской среды? Как должна строить свою работу местная власть и есть ли объективные критерии оценки эффективности ее работы? Почему похожие по целому ряду параметров города или территории тем не менее столь различны по комфорту и безопасности? Своими соображениями на эту тему поделился профессор Сергей Байдаков, в недавнем прошлом префект Центрального административного округа Москвы. По его мнению, комфортное и безопасное проживание на той или иной территории напрямую зависит от того, насколько успешно реализуется там стратегия развития, разработанная местной властью на основе постоянного мониторинга общественного мнения.
Надо сказать, что единых стандартов качества жизни пока не существует. В разных странах предпринимаются попытки разработать такие стандарты исходя из местных условий. Так, в американском Сиэтле еще в 1990 году городские власти сформулировали приоритеты развития. На основе изучения общественного мнения была составлена программа развития из двадцати пунктов, и власть приступила к их реализации. Опыт Сиэтла был признан позитивным, сегодня это один из самых удобных для проживания городов США.
В конце 1990-х годов власти Веллингтона, столицы Новой Зеландии, попросили группу аналитиков разработать систему оценки качества жизни. К работе активно подключились жители столицы, а затем и других городов страны. Сегодня этой программой охвачено 56 процентов жителей Новой Зеландии. В 2002 году мэрия Лондона создала специальную комиссию по разработке подходов к измерению качества жизни. Аналогичные попытки были во Франции в период правления Николя Саркози.
Интересным опытом решения важных общегородских проблем поделились эстонские коллеги. В прошлом году весь общественный транспорт в Таллине для жителей стал бесплатным. О том, как эстонцы дошли до жизни такой, участникам конференции рассказал заместитель мэра Таллина Арво Сарапуу. По его словам, несмотря на то, что столица Эстонии значительно уступает Москве по территории и численности населения, проблема транспортной загруженности, особенно в центре, стоит не менее остро. На город с населением в 430 тысяч человек приходится 160 тысяч частных автомашин, что в пересчете на тысячу жителей примерно столько же, сколько и в Москве. А еще практически все рабочие места в эстонской столице находятся, как и в Москве, в центре города. Ежедневно десятки тысяч жителей пригородов приезжают на работу в центр Таллина, причем больше половины используют для этого личный автотранспорт, что приводит к пробкам и ухудшению экологии.
И вот в прошлом году мэрия Таллина задалась вопросом: что лучше и эффективнее — безуспешно решать проблему пробок и экологии или пересадить людей на общественный транспорт, сделав его бесплатным. Просчитав все нюансы, эксперты пришли к выводу, что в конечном итоге бесплатные автобусы и трамваи будут обходиться городской казне дешевле, чем издержки, связанные с большим количеством личного автотранспорта. 75 процентов таллинцев в ходе референдума поддержали идею бесплатного общественного транспорта. После чего проект был реализован.
Как показали исследования, в первые же месяцы эксперимента использование частных машин в центре города сократилось на 9 процентов, что благоприятно отразилось на дорожной ситуации и на экологии. Сегодня Таллин — самый чистый город в Европе. И это официально признано экспертами Евросоюза.
Словом, во многих странах мира в последние годы всерьез озаботились такими вопросами, как качество жизни и эффективность управления отдельными территориями. Сегодня всем понятно, что высокий уровень доходов и наличие шикарной машины еще не показатель высокого качества жизни. Помимо материального достатка, на качество проживания в том или ином регионе влияет масса других факторов. Изучением этих вопросов и занимаются сегодня управленческие структуры многих городов Запада. На основе проведенной исследовательской и аналитической работы разрабатываются стратегии развития, понятные жителям.
Москва не исключение. По словам Сергея Байдакова, в Центральном округе еще в 2006 году была разработана концепция развития территории. Этот документ стал результатом кропотливого изучения общественного мнения. В округе проводились соцопросы, анализировались обращения граждан в органы власти, публикации в СМИ. Помимо интересов постоянно проживающих в округе людей, пришлось учитывать интересы и других категорий граждан: приезжающих в центр города на работу или учебу (так называемое дневное население), а также туристов, представителей общественных организаций, бизнес-сообщества, органов государственной и муниципальной власти. Ведь в иные дни на территории округа с постоянным населением в 700 тысяч находится одновременно до четырех миллионов человек. И это обстоятельство невозможно не учитывать, когда речь заходит о комфортности городской среды.
В результате был по сути сформулирован социальный заказ окружным властям — может быть, впервые за всю новейшую историю Москвы. Префектура получила четкий и внятный перечень проблем, требующих, по мнению горожан, безотлагательного решения. Кстати говоря, первой в этом списке стояла транспортная проблема. Чрезмерная загруженность столичного центра уже тогда, семь лет назад, вызывала у жителей вполне обоснованное беспокойство. И власть, вооруженная стратегией, начала планомерно решать поставленные задачи. Результаты этой работы сегодня очевидны всем: в центре города появляется все больше пешеходных улиц и площадей, все реже можно увидеть коптящие небо самосвалы и бетономешалки, разработаны меры по ограничению въезда в центр личных автомашин, активно развивается общественный транспорт. В целом по комфортности городской среды центр Москвы приближается к европейским показателям.
— Разумеется, сам факт принятия стратегического документа еще не делает территорию успешной, а орган управления эффективным, — заметил Сергей Байдаков. — Даже при правильной стратегической фокусировке необходимо сформировать четкие критерии успешности деятельности органа власти на конкретной территории. Речь идет об индексах комфортности городской среды, которые мы только начали разрабатывать. Но то, что без стратегического планирования нам не обойтись, — это факт. Мое мнение таково: даже самая несовершенная стратегия все равно лучше, чем отсутствие какой-либо стратегии вообще.
Итак, первые шаги в области стратегического планирования сделаны, и это вполне соотносится с общемировым трендом. Опыт ведущих стран мира показывает: без внятной и четкой стратегии развития сегодня не может обойтись ни одна территория, ни один город, каким бы богатым и красивым он ни был. И по тому, как выполняется разработанная стратегия, можно судить, насколько эффективно работает исполнительная власть.
Кстати говоря, это касается не только городов, но и бизнес-компаний. По мнению многих выступавших на конференции ученых и практиков, настоящий успех в бизнесе наступает лишь тогда, когда правильно выстроенная и четко сформулированная стратегия развития компании становится руководством к действию для всех без исключения сотрудников. Примеров тому немало. Есть они и в России, о чем собравшимся подробно рассказал советник председателя правления ФК «УРАЛСИБ» по стратегии Геннадий Озеров.
Так что, как ни крути, а без стратегии развития, то есть без четкого планирования на долгосрочную перспективу, сегодня не обойтись ни государству, ни экономике. Время наивных ожиданий, что рынок, дескать, сам все расставит по своим местам, давно кануло в Лету. Сегодня нужны другие подходы, другие приоритеты. Маятник российской истории, как образно заметил профессор Клейнер, снова начал движение. На сей раз — в сторону здравого смысла.
Обратную ссылку с вашего сайта.