Деловые игры – интересно и полезно!
В МГТУ им. Н.Э.Баумана идет работа над проектом по разработке и внедрению новых деловых игр по тематике производственного менеджмента, в частности в области Бережливого производства (lean production). На данном этапе тестируется первый производственный тренажер «Бусины: борьба с потерями», автором которого является студентка магистратуры кафедры «Экономика и организация производства» факультета «Инженерный бизнес и менеджмент» МГТУ Марина Булдовская.
Сегодня бизнес-симуляции широко распространяются в современном образовательном процессе. Они могут быть представлены как в виде кейсов, так и деловых игр, моделирующих конкретные производственные ситуации. Именно такая активная форма обучения, позволяющая объединить теоретические и практические навыки, считается наиболее эффективной для усвоения материала. В сфере экономики и менеджмента деловые игры набрали большую популярность. Однако разработчики уделяют мало внимания бизнес-симуляциям в области производственного менеджмента, которые являются достаточно сложными как в разработке, так и в реализации.
Первая разработанная в стенах МГТУ им. Н.Э.Баумана игра «Бусины» — это моделирование работы холдинга, занимающегося производством ювелирных изделий. Задача команды — достичь максимальной эффективности, улучшая целевые показатели в денежном измерении за счет исключения всех видов производственных потерь. Во время игрового процесса участникам необходимо применить инструменты бережливого производства: выстроить товарный и производственный поток, снизить затраты, грамотно управлять материальными запасами, продумать логистику, бороться с браком и осуществлять быструю переналадку производства для нового вида продукции. Игра позволяет на практике ощутить пользу от внедрения инструментов бережливого производства, а также наглядно, с помощью введения в игру денежного эквивалента, иллюстрирует эффективность от его внедрения.
Игровой процесс бизнес-игры «Бусины-борьба с потерями»
Первая апробация игры состоялась 27 февраля 2016 года на занятии Бизнес школы МГТУ им Н.Э.Баумана. Коммерческие директора и руководители среднего звена предприятий различного профиля с удовольствием приняли участие в игре. Первый блин оказался не комом: разработчики и участники были довольны результатами. Тестирование позволило нам определить узкие места, возникающие в ходе игры, такие как неудобство «подачи» условных ресурсов команде, некие недоработки в правилах и т.п. Также отметим, что прохождение игры в составе только одной команды выявило это как наименее результативную практику. Отсутствие конкуренции плохо влияет на активность команды и быстрый поиск новых решений, чему отлично поспособствовал бы дух соперничества.
Первая апробация игры на семинаре Бизнес школы МГТУ им.Н.Э.Баумана
Второе тестирование игра «Бусины» прошла с группой магистров факультета «Информатика и системы управления» МГТУ им. Н.Э.Баумана. Магистры данного факультета очень заинтересованы в развитии навыков по тематике производственного менеджмента, поскольку на сегодняшний день важной потребностью любого современного предприятия является необходимость написания новых компьютерных программ для оптимизации и автоматизации работы компании. Без знаний способов оптимизации производственного процесса невозможно создание алгоритмов и переложение их на языки программирования. Поэтому в игре студенты ответственно подходили к советам и замечаниям, делали успехи в достижении целей от раунда к раунду. Победила команда, сумевшая четко распределить роли, запараллелив смежные работы, что позволило сократить общее время производственного цикла игры.
Игровой процесс команды «Jewell Labs» факультета «Информатика и системы управления»
Игровой процесс команды «ГНАК» факультета «Информатика и системы управления»
22 апреля 2016 на семинаре по дисциплине «Управление инновационными проектами» с бакалаврами 4 курса факультета ИБМ состоялось еще одно тестирование игры «Бусины». На этот раз в проведении участвовали 4 команды по 5-6 человек. Наличие большого числа участников вызвало соревновательный дух, который помогал ребятам быстро усваивать информацию и генерировать интересные идеи. Команда одна за другой предлагала уникальные варианты для сотрудничества с условными внешними организациями, что ускоряло производственный цикл и позволило в кротчайшие сроки удовлетворять потребности условных заказчиков.
Игровой процесс бакалавров 4 курса кафедры «Производственная логистика»
Установилось правило: После каждого этапа команды совещаются и обсуждают свои ошибки и сильные стороны. Победившая 22 апреля команда, всего на 2 очка опередившая ближайших соперников, поделилась секретом успеха: четкое распределение ролей в команде и рациональное использование ресурсов.
Команда-победитель соревнования группы «Производственная логистика»
После трех тестирований разработчиками было решено ввести послеигровое анкетирование, которое позволяет понять: как игра воспринимается участниками, выявить как слабые стороны, так и наиболее интересные моменты. А вот и впечатления студентов:
Митрузаев А: «Игра обучает командно принимать решения и распределять задачи между участниками. Я на практике понял суть семи основных видов издержек на производстве, а также как правильно планировать закупку материалов и оптимизировать затраты на поставку. Мне понравилась идея игры и ее продвижение».
Глушков Е.Ю. : «Хорошая игра для иллюстрации бережливого производства.»
Игровой процесс бакалавров 4 курса кафедры «Производственная логистика»
Александров А.А.: «Для большей убедительности и приближения к реальности, на мой взгляд, в игре необходимо добавить ситуации, связанные с мошенничеством и нарушением правил делового оборота».
Луценко Л.В. : «Игра «Бусины» учит как минимизировать 7 видов потерь на производстве. Я узнала, как на конкретном примере выглядит бережливое производство. Было очень интересно и увлекательно!»
Колбас М.Р.: «Игра обучает коллективному мышлению и умению работать с соперниками. Я увидел, что разделение обязанностей действительно работает! Все понравилось, благодарен за интересную игру.»
Свой отзыв о деловой игре «Бусины» оставила преподаватель факультета ИБМ, доцент кафедры «Экономика и организация производства» Клементьева Светлана Вячеславовна, на образовательном курсе которой тренажер проходил апробацию.
«Игра прекрасно нашла свое место на семинарах студентов-бакалавров факультета ИБМ 4 курса, изучающими дисциплину «Управление инновационными проектами». Во-первых, это очень правильная комплексная форма обучения студентов, во время такой игры они учатся работать с конкурентами, выбирать стратегию компании, применять все полученные ранее знания на практике, причем по всем дисциплинам. Это одна из самых важных составляющих этих игр и вообще занятий такого рода.
Когда студенты узнали, что автор игры – студентка магистратуры Марина Булдовская, были очень удивлены, всё вызывало живой интерес. Если говорить конкретно об игре, то ребятам понравилось абсолютно всё: начиная с того, как это было организовано. Конечно, Марине отлично помогала рабочая группа. Они фотографировали, объясняли правила, выполняли свои роли, а также выступали в качестве жюри.
Еще очень интересный момент: студенты очень быстро поняли, что от них хотят. Вот я сидела и только в конце второго раунда поняла все особенности. Причем не только из объяснений, а непосредственно из практики. Мне очень понравился и запомнился процесс оценки качества изделия, когда его крутили!
Игру «Бусины» надо обязательно развивать, надо описывать ее методически, надо анализировать с точки зрения практики применения: что хорошо, что плохо.»
Рабочая группа (Юрий Александров, Ярославна Рыкова)
Рабочая группа проекта (Антон Никитин, Павел Золотарев, Саша Кумар, Света Ким)
Рабочая группа проекта (Оля Бацокина, Ярославна Рыкова)
Пробные игры состоялись. Спасибо участникам и рабочей группе. Будем работать над повышением качества. Впереди у нас разработка новых бизнес-игр, нацеленных на обучение разным навыкам в области производственного менеджмента, а также применение их в образовательных программах на производственных предприятиях.
Источник: сайт Lean Championship — ЦУП — Центр управления производством. Ссылка на оригинальную публикацию
Теги:lean production, lean чемпионат, бизнес-игры, Исследования и проекты, производственный менеджмент