КАЗАЛОСЬ БЫ, ВСЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЗВЕСТНЫ, А ВОТ ФИГ ЧТО СДЕЛАЕШЬ ПОЛЕЗНОЕ
Настя Черникова в статье Физтехи: Как МФТИ пытался вырастить свободных людей в тоталитарном государстве (Секрет фирмы, 30 ноября 2015 года), попыталась дать портреты студентов этого именитого вуза. Вот только две зарисовки, где бывшие абитуриенты погружаются в среду, а потом становятся лидерами. Давид Ян, один из героев моей книги «Фанаты бизнеса», вспоминал: «После поступления в Физтех следующий шаг — только Нобелевская премия, и больше никак. Но вдруг оказывается, что поступить — самое простое. Пуповину обрезают несколько раз: ты жил с родителями, теперь один, становишься самостоятельным в одночасье. Ты ощущаешь полную беспомощность, но бросить не можешь, потому что есть врождённое чувство ответственности. Люди, которые приходят на Физтех, как правило, отличники в своих областях. А теперь ты — середнячок. На первом курсе я получил тройку по аналитической геометрии, одному из любимых предметов. О, это ощущение полного разрушения, будто земля уходит из-под ног». Иван Смольников привел такой пример: «Многих удивляло, что на экзамене по физике всегда разрешали пользоваться учебниками. Студенты приносили в сумке пять-десять книжек и переписывали, но при этом разбирались, чтобы объяснить решение преподавателю. Этот навык очень помогает по жизни. Причём умение учиться отразилось на степени уверенности в своих силах. Только когда уверен, можешь ставить себе амбициозную цель». Олег Понфиленок вышел из той же среды, но особо на лекции 24 апреля 2018 года не рассказывал о своем студенчестве, зато лекцию начал просто и понятно: «Ничего уникального у нас нет. Мы пытаемся делать бизнес и решать задачу – продать и заработать деньги. Мы, конечно, компания, продуктовая».
Олег немного опоздал, торопился из Сколково, где решались финансовые и иные вопросы, важные для компании Коптер экспресс. Но очень быстро вписался в аудиторию и начал свое выступление так:
Мы продаем свое продукты – у нас свои разработки, свое производство. Продаем только свои продукты и перепродажами не занимаемся.
Далее пошел экскурс в историю компании, где спотыкались о дороговизну:
Соответственно, коптерами начали заниматься в 2013 году с идеей сделать дроны для доставки грузов по воздуху. Поняли, что на рынке ничего нет в плане готового решения. Собрали инженеров и начали разрабатывать аппараты, которые можно для этого использовать. В конце тринадцатого года мы уже получили первый заказ – это был МВД Тюменской области. Сделали аппарат с тепловизором, с камерой, продали. Они его много лет успешно эксплуатировали. Летом четырнадцатого года мы организовали первую доставку по заказу ДОДО-ПИЦЦА – развозили пиццу по городу. Успешно мы всё это сделали – доставили более 100 пицц. Нам заплатили 150 тыс. рублей. Получилось примерно полторы тысячи за одну доставку. Клиент сказал – «дорого», обычный курьер перевозил за 150 рублей. Мы начали думать, почему так дорого? Поняли, что в основном это связано с тем, что человек управляет коптером и он много стоит.
Далее последовало описание проектов и продуктов:
Вот продукты. Учебный коптер. Индустриальный коптер, он называется Пеликан. Потом мы поняли, что надо делать автономную систему, чтобы коптер летал сам и никто им не управлял. Через два года, в 2016 году, мы разработали автоматические коптеры по доставке грузов. И тогда, мы прикинули, у нас получилось, что выходит 100 рублей на один полет. Сейчас мы аппараты делаем с целевым показателем 2 рубля за килограмм-километр. Это говорит о том, что использование дронов для доставки грузов уже более выгодна, чем курьер. Единственная проблема в том, что коптеры не могут доставить груз человеку в руки. Поэтому, в любом случае нужен некий элемент в цепочке доставки, откуда груз забирается дальше. Понятно, что это увеличивает цену.
И лишь потом Олег стал рассказывать о главном – о новой нише, где компания стала лидером рынка:
Мы стали искать рынки для доставки грузов, но их до сих пор нет за счет этой сложности. Так что нужна вся инфраструктура соответствующая. Мы стали искать другие рынки и нашли рынок образования. Разработали коптер, который стали успешно продавать. В 2016 году продали 290, в 2017 продали 800 с чем-то, в этом году уже около двух тысяч продадим. Мы продаем в коробках в учебные заведения – это некая открытая платформа, в которой есть наш код, инструкция, позволяющая программировать, собирать и настраивать наши большие коптеры построены на этой платформе. Учебное пособие. Конечно, это – учебно-методический комплекс. Никакая бы организация не купила бы железку, если бы по ней нельзя было бы учиться. Мы разработали все программы на 18, 36, 144 часов. У нас есть программы для школьников, для колледжей, мы начинаем работать с вузами. У нас есть учебные пособия и видео-лекции.
Но и это не все – компания, по версии Олега, надвигается и на другие рынки:
Мы делаем большие аппараты, которые продаем в индустрию: это версии для мониторинга, доставки грузов, для картографии и геодезии, сельского хозяйства.
Вопрос о стратегии — к чему вы придете через пять лет? — поставил Олега в тупик и он стал туманно рассуждать о рыночных нишах, а вот на вопрос как вы учитываете риски для полетов, в том числе в разных погодных условиях, последовал обстоятельный ответ:
Есть ограничения, в которых аппарат может эксплуатироваться: ветер до 12 метров в секунду, дождь, он может быть сильным, но не ливень. Коптер влагозащищенный, но сильный ливень создает избыточное давление и получается дополнительный ветер. Коптер должен с ним бороться и теряет тягу.
Вопрос о том, для чего компании нужны бауманцы так же не получил должного ответа, фразу «У меня работали проектировщики из МГТУ им. Н.Э. Баумана, я знаю, что с выпускниками и студентами можно работать» можно считать реверансом в адрес старейшего технического вуза Москвы. А вот вопрос о том, как выглядит жизненный цикл создания дрона от заказа до отгрузки, заставил Олега рассказать о том, что:
Цикл производства дрона дольше, чем просто от заказа до отгрузки. Всё начинается с планирования, с поиска финансов. Мы даже снимаем видео, как привлекаем заемное финансирование. Это внешнеэкономическая деятельность, которую мы ведем через партнера. В Китае с поставщиками определенных материалов идет согласование, выбираются лучшие поставщики. Потом мы переводим деньги в Китай, и там идет производство деталей. Потом всё аккумулируется на складе, упаковывается в коробки, отправляется к нам в Москву. Дальше мы у себя со склада оправляем в производство. В производстве у нас есть технологические карты. Сначала ставятся все детали в 1 С на учет, потом всё это идет в производство, где есть и фрезеровка карбона, и литье пластиковых деталей, и пайка, и сборка. Далее идут прошивки, выполнение тестового полета, чтобы проверить, что всё работает. Упаковка и так далее, включая сервисное обслуживание. Этот весь процесс идет где-то пять месяцев.
А потом рядом с Олегом оказался бауманец Павел и сказал:
Мы уже идем по схожему пути. Ошибок пока, слава Богу, ни одной не допустили. Хотим сотрудничать с такими как Олег. Мы делаем беспилотники но несколько в другой нише – они весом от 500 килограммов. У нас пока не совсем компания, у нас скорее стартап – есть инициативная группа из 12 человек.
Кстати, такие аппараты разрабатывают многие компании, включая стартапы: вот в свежей публикации Американцы испытали такси-октокоптер , где речь идет о том, что октокоптер Surefly впервые взлетел в воздух с человеком на борту, а весит он как раз 500 килограммов, летает до 120 км, забирая на борт двух человек. Создатели Surefly, компания Workhorse, планируют, что первые модели будут управляться пилотом при помощи пульта. Интересно, составит ли их коптер конкуренцию аэротакси Elevate от Uber и аналогичным разработкам Airbus и Volocopter?
фото Дмитрия Каргапольцева
Источник: сайт КЛИП. Ссылка на оригинальную публикацию
Теги:Давид Ян, Дмитрий Каргапольцев, Иван Смольников, Коптер-экспресс, МФТИ, Олег Понфиленок