ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ И ТРИЗ?
Мало кто из нынешних читателей обращает внимание на то, что Люксембург, чья площадь сопоставима с Москвой, где населения совсем мало, резво включился в космическую гонку. Юлия Красильникова, автор публикации Как Люксембург превращается в космическую державу, пишет о том, что страна первой в Европе ввела закон о добыче ресурсов на астероидах. Первый итог: по оценкам вице-премьера Люксембурга Этьенна Шнайдера, космическая индустрия составила 2% от ВВП микрогосударства, да в нем базируется не менее 70 компаний, деятельность которых связана с космической отраслью. Деятельность Алексея Фоменко, выпускника кафедры РЛ-1 МГТУ имени Н.Э. Баумана, эксперта в области разработки нестандартных технических устройств и организации их серийного производства, генерального директора и основателя инжиниринговой компании ООО «Изобреталь», пока не связана с решением космических задач. Но на открытой лекции он заявил, что нашим разработчикам по плечу многие задачи, если они вооружены ТРИЗ.
Лекция началась с вопроса: что такое владелец компании?
Ответы из аудитории:
В первую очередь нести ответственность за свое детище.
Развивать свое детище.
Больше мотивации делать что-то лучшее в своей компании!
Вот как-то так, владение бизнесом как тема дискуссии пока не стала главной. Зато владелец бизнеса скупо рассказал о своей биографии:
Я выпускник МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра РЛ 1. Закончил университет в 2009 году, в 2012-м закончил аспирантуру. С 2008 года я занимаюсь своим собственным бизнесом. Мой творческий путь начался с работы в НИИ РЛ. Мы там проектировали высокомощные передатчики для РЛС. Это было колоссальный опыт проектирования и внедрения. Это не НИРы были, а проекты, которые потом внедрялись. С 2008 занимаюсь своим делом и параллельно с Изобреталь я сделал суперкомпактный раздвижной пандус для инвалидов и матерей с колясками.
выполняю роль фельдшерского доктора
Алексей Фоменко не полностью освещает свой путь: в нем и защита кандидатской диссертации, и учеба в главном зарубежном техническом университете мира – MIT, и преподавание на экономическом факультете МГУ им. М. Ломоносова. Как он справляется с такой лавиной жизни, понять трудновато, но сейчас у него «основная моя деятельность, как выразился один товарищ, — выполняю роль фельдшерского доктора, приезжаю на предприятия и с помощью теории изобретательских задач придумываю, как улучшить какой-то объект или как совершенствовать что-то, или как снизить потери. На прошлой неделе я искал способы снижения стоимости затрат по строительству газоочистной установки для завода, который выпускает кремний».
Фоменко умеет общаться с аудиторией и, по сути, предлагал освоить ТРИЗ с помощью кейсов. Вот первый:
вы – руководитель завода!
Представьте, вы – руководитель завода! Давайте выберем, какого завода? Молочного завода! Представьте, у вас есть молокозавод и рядышком тоже такой же молокозавод. Он выпускает точно такое же классное молоко. К вам приходит собственник и говорит: смотри, вот есть мы и есть они, вот если мы рубанем наши цены на 10 %, они умрут и мы займем их рынок! Классно? Дружище, давай, напрягись, снизь себестоимость на 10 %. Вы напряглись. Напрягли своих подчиненных. И в течении года снизили себестоимость на 10%. Вы молодец? А почему вы 10 лет назад этого не сделали? Вы же реально эти 10 лет «отцовский» хлеб жрали! Как быть, если вы действительно старались, а конкурент потоптался сильнее и снизил на 40 %. Что в этой ситуации происходит? Смотрите: на вас делали ставку, вам платили зарплату, вы старались, и оказалось, что как-то не дотоптали… где тут косяк? В задаче поставленной? А кто в ней виноват? Хозяин виноват. Чтобы вы понимали, как работает молокозавод: я был на разных молокозаводах, и на одном пастух на велосипеде выгоняет коров на пастбище: на другом 2000 тысячи голов и их обслуживает пара десятков человек. Коровы в специальных загонах, в какой-то момент открывается калитка, они сами идут на дойку – реально надрессированные коровы в соответствии с их иерархией – самая сильная становится в первый аппарат, потом остальные. Их там доят автоматически. Вот я вопрос задавал о том, кто виноват. Собственник. Но у них нет целеполагания. Моя позиция в том, что процент по снижению себестоимости должен обосновывать генеральный директор завода. Собственник не в курсе ваших коров! Вот этим процентом должна быть пропитана вся компания и каждый должен думать о том, насколько реально можно дожать! Тут часто торг разворачивается: вкладываем кучу денег, снижаем затраты, себестоимость падает. Но обычно собственник говорит: инвестиционный план я вам закрываю!
Чем известен Дмитрий Иванович Менделеев?
Фоменко не просто описывал кейсы, он рассказывал о нюансах бизнеса. Вот еще один пример:
Вот как до начала изобретательского процесса оценить, насколько можно снизить себестоимость? Бенчмаркинг, правильно. Поискать «узкие» места. В ТРИЗ есть подход о пределах развития технической системы. Надо понять физический предел. Чем известен Дмитрий Иванович Менделеев? Он был большой спец в синтезе взрывчатых веществ и очень сильно поднаторел в плане расчета пределов развития. Представьте, вы смешиваете порошочки и бабах! Смешали по другому – лучше «бабах»! Но как понять предел? Вы начинаете думать, вот если эти два атома сойдутся, сколько килоджоулей будет? То есть, если я их разом долбану, будет вот так, а если это вещество, то у него предел выше!
Важно предел считать. Давайте на примере обычной терки попробуем просчитать пределы развития. Представьте, вам нужно совершенствовать терку, чтобы тереть морковку по параметру глубина измельчения. Как вы будете ее совершенствовать, чтобы она терла морковку в труху? Делать меньшую ячейку. Она становится всё меньше, как и морковь. А потом что происходит? Терка перестает чистить. На каком этапе это происходит? Мы можем посчитать, чисто физически, трения морковки о терку и размер ячейки. По формулам можно оценить предел! Вопрос расчета себестоимости в контексте молокозавода можно вести таким же образом. Товарищ собственник, при текущем уровне технической системы если все потери убрать, то будет «такой» предел себестоимости. Если я проведу инвестпроект, и теперь у меня среди новорожденных телят будет не 50 бычков и 50 телочек, а все телочки, то это будет хорошо. И реально так делают – есть достижение 30 телочек и 1 бычок! Так что если вы это ограничение снимете, вы прыгаете выше.
главным элементом оказался рулон
Вот еще один пример из проектов Фоменко:
Однажды ко мне пришел заказчик, он производит элекроизмерители ковролинов и линолеумов. Вы можете их встретить в Леруа мерлен. Их назначение следующее – когда нужен ковролин, он опускается вниз, сотрудник торгового зала его закрепляет и отмеряет нужную вам длину. Он производил эти изделия и испытывал жесткую конкуренцию с турками и финами. Пришел к нам с такой задачей: хочу, чтобы эта система была компактней, сейчас габарит у нее метр, а вот если бы был он поменьше, то это для меня конкурентное преимущество. Для магазина это возможность меньше занимать проходы между стеллажами. Вопрос: насколько можно снизить? Мы начинали с того, что изучали — что такое электроизмеритель. Это измерительная система, представляющая из себя два валика, между которыми прокатывается материал. Они крутятся, нужное количество оборотов отмотали, пересчитав на длину окружности, можно понять длину. Что мы посчитали – габаритный размер метр, но та часть, которая измеряет – два ролика диаметром 10 сантиметров. Вот то, за что тебе платят деньги, имеет габарит всего 10 см. почему он такой большой? Вот каркас выполняет функцию устойчивости. Измеритель не должен упасть на пользователя. Мы выдернули противоречие: если у нас ширина между колесиками маленькая, то это очень хорошо для компактности, но как быть с устойчивостью? Как обычно решается эта задача? Когда я учился, меня учили искать оптимум. ТРИЗ предполагает найти противоречие и разрешить его. Давайте представим, что у меня расстояние между роликами равно нулю. Это один ролик и он должен быть устойчивым. Как это сделать? Мы можем поискать ресурс временной: измеритель должен быть разложенным, когда нужен, и компактным, когда его не используют. Мы можем разнести два эти свойства во времени. Вот и мы придумали закрепить его на стеллаже. Но мы убрали одно ограничение. Вот сматывается рулон, какой здесь предел развития? Максимальный размер рулона. Нам заказчик в самом начале об этом не сказал. Как здесь можно противоречие построить? Система наматывания должна быть, чтобы оператору не приходилось держать рулон. И такой системы не должно быть, чтобы измеритель был компактным. Это противоречие мы разрешали во времени: смотрели, когда система работает, а когда нет. Мы сделали складной измеритель, но встретили новую проблему: если делать складным, то пользователь раскладывает, а потом забудет сложить. Как быть? Один из посылов ТРИЗ – нужно стремиться к тому, чтобы объект сам себя убирал или чистил. Мы поступили просто – взяли и приварили туда кусок металла. Но возникла новая проблема: он сложен, но когда приходит работник, он должен измеритель разложить, преодолеть силу противовеса. Как здесь быть? Мы поискали ресурсы в системе и главным элементом оказался рулон. Пока он легкий, вы можете его держать в руках, когда он тяжелый, то начинает раскладывать измеритель. В итоге мы получили систему порядка 30-40 сантиметров. Заказчик запустил штуку в серию и сейчас активно вытесняет турков: все новые магазины Леруа мерлен оснащаются таким измерителем.
что общего между октябрьской революцией и ТРИЗ?
А еще технарь Фоменко показал отличные гуманитарные знания: вот какие:
У нас сегодня великий праздник. А вы знаете, что общего между октябрьской революцией и ТРИЗ? Философия коммунистической партии как и ТРИЗ строилась на трудах диалектического материализма Гегеля. На него опирались Маркс и Энгельс. Один из постулатов – единство и борьба противоположностей. Мы должны искать эти противоположности и наш рост вперед – нахождение их, обострение конфликта и разрешение противоречия. Всё изобретательство – это поиск противоречия и попытка его разрешения.
Искать противоречия в самой лекции и даже в её авторе – сложнейшая задача. Лучше обратимся к тем, кто слушал Фоменко.
Мария Барбашова так описала лекцию:
Два года назад я смотрела по телевизору передачу о деятельности компании Алексея Юрьевича, и даже представить не могла, что мне удастся увидеть вживую учредителя и владельца ООО “Изобреталь”, а так же задать ему интересующие вопросы. Невозможно описать ощущения, переполняющие меня при осознании этой ситуации. На лекции я открыла для себя новые методы решения задач, которые собираюсь изучить более подробно и использовать на кейс-чемпионатах. Я поняла, что при ведении бизнеса крайне важно сравнение достижений своей компании с конкурентами. И я учту, что, выбирая технологии, надо смотреть их перспективность.
Доброжелательное расположение Алексея Фоменко к аудитории, его желание поделиться знаниями со студентами, любовь к своему делу и “огонь в глазах” передались мне мотивацией и воодушевлением. Теперь я буду изучать теорию решения инженерных задач и мечтаю попасть на практику именно в компанию ООО “Изобреталь”.
Александр Овчинников описал лекцию по своему:
Алексей Юрьевич олицетворяет то, кем каждый из нас (втайне или нет) хочет стать – молодым энергичным предпринимателем, который с горящими от жажды действия глазами рвётся вперёд и раздвигает горизонты, который уже во время учёбы начал работать, уже на старших курсах начал своё дело, а после получения диплома стал зарабатывать деньги. Ради такой жизни мы и пошли в массе своей на ИБМ. Так что внимание, которое было уделено Алексею Юрьевичу, было значительным.
Объясняя принципы и идеи ТРИЗ, Алексей Юрьевич постоянно приводил какие-то примеры, словом, вёл со слушателями активный диалог, побуждая присутствующих самим думать головой и вместе с Алексеем Юрьевичем искать ответ над поставленными вопросами. Фактически, это чем-то напоминало кейс-игры, что, опять же, делает честь Алексею Юрьевичу – он заинтересовал слушателей и побуждал неотрывно следить за ходом его мыслей.
Во время объяснения принципов ТРИЗ, Алексей Юрьевич говорил очень много важных и нужных в ведении своего дела вещей, которые нам всем нужно запомнить и применять: «лучшее решение – такое решение, которое превосходит конкурентов», «делать надо так, чтобы заказчик заработал на вашем изобретении».
Хотя, конечно, одним из наиболее запомнившихся моментов (я-то уж точно запомнил) были курьёзные и необычные задачи, с которыми в своей практике сталкивался Алексей Юрьевич. И если проблема свиноматок, которые раздавливают своё потомство, была скорее просто непривычной для нас (мы с живыми свиньями сталкиваемся практически никогда), то рассказ об алюминиевом заводике можно охарактеризовать исключительно как анекдотичный.
Сквозным вопросом всего собрания, который звучал как на лекции Алексея Юрьевича, так и во вступительной части, где ребята из ИБМ2 рассказывали о предыдущем лекторе, Николае Ивановиче Корневе, был «Что значит быть генеральным директором?» И каждый, кто вызывался отвечать на него, говорил разные вещи. В том числе ответ дал и Алексей Юрьевич, назвав среди прочего и умение принимать риски и брать ответственность на себя.
Вот такие живые зарисовки.
Вспомним начало публикации о космосе. Так вот, с 1 сентября 2018 года на кафедре Экономика и организация производства стартует магистратура по системному инжинирингу в указанной сфере. Так что идет серьезная работа по формированию учебного плана и материалов для магистров. Вот я бы для студентов сделал кейс по фильму Кин-дза-дза!», где была система ношении штанов разного цвета, позволяющая жителям планеты Плюк демонстрировать их социальный статус. Представляете, один студент говорит другому: «Дикари! Послушай, я тебя полюбил, я тебя научу. Если у меня немножко КЦ есть, я имею право носить жёлтые штаны. И передо мной пацак должен не один, а два раза приседать. Если у меня много КЦ есть, я имею право носить малиновые штаны, и передо мной и пацак должен два раза приседать, и чатланин ку делать. И эцилопп меня не имеет права бить по ночам! Никогда!»
Фото Ольги Бацокиной
Источник: сайт КЛИП. Ссылка на оригинальную публикацию
Теги:Изобреталь