ПОКАЗАТЬ ЯСНУЮ КАРТИНУ РУКОВОДИТЕЛЯМ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ИЛИ ВЫВОДАМИ
30-31 марта 2018 года на ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» состоялся практический семинар по обучению методам картирования потока создания ценности с разработкой карт Чудо-графиков эффективности процессов. Тридцать руководителей и представителей предприятий реального сектора из самых различных городов нашей страны два дня осваивали теорию и искали практические решения. География участников: Демиховский машиностроительный завод (Московская область), Новолипецкий металлургический комбинат (Липецк), Новочеркасский электровозостроительный завод (Новочеркасск, Ростовская область), Проммаш (Белгород), компания-национальный чемпион НПФ ПАКЕР (Октябрьский, Башкортостан), НТЦ «Технология минеральных покрытий» (Калуга), АТЕСИ (Москва), Экстенсив-Автоматизация (Екатеринбург), Райтек (Тула), и конечно же, Щербинский лифтостроительный завод.
Станислав Чуй, директор департамента судостроительной промышленности, советник Министра промышленности и торговли РФ (2016-2017), а ныне Директор по развитию гражданской продукции АО «Концерн «Моринсис-Агат» (оборонно-промышленное предприятие морского приборостроения), — главный лектор и ведущий семинара. За его плечами масса успешных проектов: в их числе проекты по повышению эффективности проектирования при сооружении АЭС, а также проекты по эффективному управлению поставок ядерного топлива на АЭС типа РБМК; проекты строительства объектов ядерного оружейного комплекса, разработки стратегии и внедрения Производственной системы в АО «Объединенная судостроительная корпорация» при постройке кораблей ВМФ 1-2 ранга, модернизации судостроительных предприятий с использованием инструментов бережливого производства.
Одна из центральных тем – это визуализация и картирование как инструменты бережливого производства. «Этот инструмент очень универсальный. Задача семинара — привить вкус и интерес к бережливому производству, объяснить, что это творческий процесс, в нем нет догм, а основная его задача – помочь сделать производство эффективнее», – считает Чуй. – «Фактически мы учились визуализировать всех участников процесса на одном информационном поле достаточно простыми средствами. Это позволяет, во-первых, формулировать четкие задачи для различных ответственных лиц, во-вторых, мы сможем отслеживать изменения в процессе, в-третьих, сможем показать ясную картину руководителям с результатами или выводами».
Участники семинара посмотрели производство, построили карты потоков создания ценности сразу для нескольких уровней управления предприятия (от самого нижнего операционного, «у станка», до топ-менеджеров). При помощи Чудо-графиков выявили проблемы информационного, административно-организационного, производственно-технологического, проектно-конструкторского, маркетингового, управленческого характера, влияющие на эффективность его реализации; выявлены резервы для повышения производительности.
«У данного семинара есть несколько плюсов. Во-первых, это опыт проведения такого мероприятия и использования подобных инструментов на нашем заводе», — поясняет Марат Набиуллин, первый заместитель генерального директора ОАО «ЩЛЗ». «Второе, это возможность пообщаться с высококлассным специалистом – Станиславом Чуем, получить от него рекомендации, методы и способы работы. Третье, это изучить метод картирования потока создания ценностей, постараться применить его у себя на заводе. Также нам очень важно познакомиться со специалистами из других предприятий и перенять их опыт».
УЧАСТНИКАМ БЫЛИ ПРОДЕМОНСТРИРОВАНЫ ДЕШЕВЫЕ МЕТОДЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ПРОЦЕССАМИ.
«Мне очень понравился семинар и формат мероприятия. Что мне всегда нравится – это не оторванное сидение в аудитории, когда обсуждается с теоретической точки зрения какой-либо вопрос. Мне нравится, когда группа выезжает на местность, на гембу, на производственную площадку, и видит то, с чем им придется работать, и решает практическую задачу, которая поможет производству», — отмечает Виктория Петрова, председатель Экспертного совета КГ ЛюдиPeople. «Для начала все слушатели вместе с сотрудниками завода посмотрели производственную площадку, посмотрели, как организованы операции складирования комплектующих и готовой продукции, все производственные переделы. На семинаре была предложена методика, как без длительных обсуждений, без большой предварительной обработки информации, построить карту процесса, основываясь на интервью с владельцами процессов. Сегодня мы были учениками, пробовали работать по новой методике, и у нас ушло на это несколько часов… Мы периодически этим занимаемся в своей профессиональной деятельности, поскольку мы оптимизируем труд, занимаемся организацией труда и нормированием труда, разбираемся с тем, каковы процессы, какие функционалы и операции туда входят, как они разумно и целесообразно должны быть скомбинированы. Этим я профессионально занимаюсь, а сегодня я узнала новую методику. Это то, как нужно обучать сейчас в XXI веке. Просто сидеть в учебном классе – несовременно и бессмысленно. Поэтому зачет семинару! Очень интересная форма. Ну а потом, когда люди познакомились между собой, выяснилось, что собрались очень умные и содержательные собеседники, владельцы и руководители бизнесов, у которых возникли взаимные интересы. Это и ценно – правильный нетворкинг, правильная задача и оптимальные результаты!» «Проведенный семинар примечателен тем, что впервые так называемые чудо-графики, которые создавались для реализации сложных проектов с длинным циклом в капитальном строительстве и для постройки кораблей, были использованы в машиностроении», — отмечает Станислав Чуй. «Были сформированы четыре группы, возрастной уровень от 20 до 50 лет, с различным уровнем подготовки. Задача была поставлена группам достаточно конкретная: повысить производительность на 20%. С этой задачей слушатели замечательно справились. Сначала была проведена теория, небольшой экскурс в бережливое производство. Позже слушатели узнали, как проводится интервьюирование. Интервьюирование проводилось от уровня рабочих до заместителя коммерческого директора. Были составлены карты потока создания ценности для трех уровней предприятия, оцифрованы в формате Visio. Дальше на основе карты были собраны потери, они были классифицированы по признаку, кто является их владельцем (на уровне заместителей генеральных директоров), по процессам. Весь этот материал был обобщен. В итоге каждая команда составила свой отчет, план мероприятий, который команды защищали друг перед другом. И главный вывод – слушатели увидели, что повысить производительность только силами цеха невозможно, потому что резервы технологические исчерпаны. Можно повысить производительность только на уровне системы – во взаимодействии производства, закупок, продаж… Слушатели увидели, что для повышения производительности места не хватает, но свободные площади заняты готовой продукцией, которая производилась с задержкой. Ликвидация задержки была невозможна, так как запаздывали комплектующие. И в итоге мы пришли к такому выводу, что необходимо проводить унификацию комплектующих изделий, что позволит более четко формировать заказы. При унификации снизится количество комплектующих, потери на их доставке, а это сократит цикл сборки лифтов. Таким образом сокращение производственного цикла сборки лифтов можно достичь с помощью организационных мер, а не изменения технологии. Всем участникам были продемонстрированы дешевые методы цифровизации управления производственными процессами в виде банальных MS Excel, Visio, Power Point. Эти средства доступны практически на любых предприятиях, но позволяют с минимальными затратами получить максимальный эффект».ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ:
Олег Титов, руководитель проектов, НЛМК (Липецк): «Очень интересно рассказывает Станислав Чуй. И очень интересный практический кейс, когда мы брали интервью, а из этого раскручивали всю цепочку потерь. Сейчас мы оцифровываем все, что насобирали. Это интересно и полезно, можно использовать в своей работе. Новым для меня является, как структурировать вопросы и раскручивать цепочку, которая может привести нас к первоисточнику потерь. То есть, это методика получения ценной информации в очень сжатые сроки». Вячеслав Слесаренко, начальник инструментального участка компании «Элман» (Серпухов): «Очень интересный семинар, узнал много нового, понравился завод. Узнал, как лучше картировать поток создания ценности, разобрали производство, продажи, закупки, даже к финансам имели отношение. Очень приятная публика, много интересных знакомств. Из нового я узнал, что бережливое производство лучше всего начинать внедрять с картирования потоков. На моем производстве картирование не развито. Участие в семинаре мне очень поможет, я уже примерно прикинул, как я буду проводить картирование на своем предприятии. Я считаю этот метод достаточно эффективным, потому что мы сразу видим узкое место, начинаем опрашивать нижнее звено компании, постепенно поднимаясь к верхнему. Рабочие сами рассказывают, что их не устраивает, показывают на узкие места, где им приходится бегать от станка к станку, или что-то не успевают ему принести к станку… Это очень эффективный метод!» Игорь Третьяков, директор по развитию X-Tensive Автоматизация (Екатеринбург): «Я очень доволен, что мне удалось сюда попасть, потому что я вижу очень сильный состав участников и вижу большую заинтересованность предприятия, которое готово раскрывать свои проблемы. Специалисты предприятия заинтересованы в результате. Посмотрите, они даже стоя слушают, хотя остальные сидят. Они выделили специально время для участия в мероприятии и хотят добиться реальных результатов. И они получат эффект, как краткосрочный в виде устранении выявленных потерь, так и долгосрочный в виде влияния на производственную систему. Первое, что удалось заметить, что бережливое производство выходит на более высокий уровень. Это уже не решение каких-то локальных задач, не оптимизация отдельно взятых процессов, а рассматривается предприятие в комплексе, как система, в том числе взаимосвязь с подрядчиками и поставщиками. Мы видим, что здесь присутствуют не только производственники, которые отвечают за план, но также и другие службы, которые отвечают за закупку, взаимодействие с подрядчиками, продажи. Станислав Чуй прекрасно владеет методологией и понятно ее излагает… Аудитория достаточно подготовленная. Раньше предприятия занимались бережливым производством под влиянием моды, то теперь это необходимость. И мы здесь видим первые лица предприятий, даже собственников». Партнер семинара – Консалтинговая группа ЛюдиPeople. Организатор семинара – Высшая школа инженерного бизнеса — при поддержке Научно-образовательного центра «Контроллинг и управленческие инновации» МГТУ им. Н.Э. Баумана (проект доступен на сайте http://cup-russia.ru/) планирует провести серию подобных семинаров на других предприятиях реального сектора. Фото Дмитрия Каргапольцева, Александра Басовича, Ивана Конюшенко и Григория БаеваИсточник: сайт Экскурсия на завод — ЦУП — Центр управления производством. Ссылка на оригинальную публикацию
Теги:картирование потока создания ценности, чудо-графики, Школы и проектные мастерские, Щербинский лифтостроительный завод