БЛОКЧЕЙН – ЭТО КАК РАЗ ЧАСТЬ ТЕХНОЛОГИЙ ОБЩЕСТВА 5.0.
В публикации Итоги «ИННОПРОМ-2018» (13.07.2018, журнал Деловой Квартал), где главной темой стало «Цифровое производство», речь идет о том, что в Екатеринбурге «на площади 50 тыс. кв. метров выставочных площадей были выстроены стенды более 600 компаний из 20 стран мира: Беларусь, Венгрия, Великобритания, Германия, Дания, Индия, Италия, Республика Казахстан, Китай, Республика Корея, Россия, Словакия, США, Франция, Финляндия, Швейцария, Швеция, Чехия, ЮАР, Япония». Получив новое звание «РУССКИЙ ГАННОВЕР» и входной билет, форум привлек многочисленных официальных и почетных гостей, перечисление которых заняло бы целую страницу. Среди них оказались и участники Российско-японского промышленного форума, озаглавленного в отчете как Перспективы сотрудничества России и Японии в эпоху цифровых технологий. В павильоне 4, зал 2, о перспективах вели беседу модератор Ясукадзу Ирино, исполнительный вице-президент Japan External Trade Organization (JETRO), Олег Бочаров, заместитель министра промышленности и торговли РФ; Цутому Накагава, заместитель генерального директора по международной торговой политике министерства экономики, торговли и промышленности Японии; Норицугу Уэмура, руководитель подразделения внешних и правительственных связей корпорации Mitsubishi Electric и другие официальные лица. Увы, их выступления пока не стали предметом рассмотрения ни СМИ, ни экспертов.
Тот же вывод относится и к общей проблематике цифрового производства, ставшей глобально важнейшей темой. Но и тут задается больше вопросов и делается больше прогнозов. Например, главный технический директор ABB Базми Хусейн, один из героев публикации Цифровой двойник фабрики. Российские промышленники и разработчики софта готовы перейти к Индустрии 4.0 ( Юлия Мякишева (Екатеринбург), Наталия Швабауэр Российская газета — Экономика УРФО №7612 (149)) на вопрос о «главной дилемме Индустрии 4.0 — куда деваться человеку, которого вытесняют роботы?» дает такой ответ: « Они могут действовать быстрее, точнее людей, но имеют свои ограничения, в частности, зависимость от запрограммированного алгоритма. Думаю, от обучения роботов мы в итоге перейдем к самообучению: машины начнут делиться данными друг с другом, осознавать пространство вокруг себя, чтобы эффективно взаимодействовать с людьми. Программное обеспечение сможет прогнозировать непредвиденные ситуации и предотвращать их, взаимодействовать с искусственным интеллектом. Но все-таки человеческий креатив останется самым сильным компонентом триады «машины, люди, софт».
Вот тут триада, где человеку остается креатив. Наверное, именно это обстоятельство позволяет губернатору Евгению Куйвашеву (11.07.2018, На Среднем Урале решили создать «умный регион» , Юлия Мякишева ) заявить во всеуслышанье на ИННОПРОМЕ после подписания соглашений между региональными властями, оператором телекоммуникационных услуг и компанией-разработчиком программного обеспечения: «В случае нашей победы, мы построим на территории уральской столицы эталонный, образцовый «умный город», опыт которого распространим на весь регион». Хочется пожелать руководству области не забывать и свои мировые умные исторические достижения, например, дом в селе Кунара, посмотреть на который едут со всей страны. В публикации Любовь и голуби (Ксения Дубичева (Екатеринбург), Российская газета — Неделя №7088 (220)), речь идет о том, что на это диво дивное – дом, скроенный «из десятков тысяч деталей вырезанных, выпиленных, выкованных, выточенных. На крыше — резная башенка с ракетой, всадник, октябрята и пионеры с голубями и транспарантами «Летите голуби!» и «Пусть всегда будет мир!» Ракета — в честь полета Гагарина», — никак не нарадуются не только наши россияне, но и иностранцы.
Если пуститься в бендеровские размышления, после одного региона уникальный опыт позволит создать не только умный федеральный округ, но и пойти дальше. Но тут возникает когнитивная ловушка: а ведь есть и другие «умные» термины, вокруг которых ученые нагородили частокол «открытий» и «исследований». Так что сошлемся на мнение автора публикации «Заметки о цифровом предприятии. Индустрия 4 0 или индустрия 3 1?». (05 Декабря 2017, журнал Управляем предприятием, № 12). Мария Бушуева напоминает читателям, что термин «индустрия 4.0» появился в 2011 году. И после дает свою версию его появления: «В основе выделения индустрий 1.0 и 2.0 лежат достаточно чёткие и понятные критерии — появление новых энергетических технологий (пара и электричества соответственно). В основе выделения индустрии 3.0 — появление электроники и ИТ. Здесь прослеживается определённая преемственность с логикой выделения индустрий 1.0 и 2.0. Дело в том, что ИТ часто воспринимается как столь же широкое и одновременно глубинное изменение, как и появление электричества. Хотя это и не так очевидно, тем не менее, выделение индустрий 1.0, 2.0 и 3.0 связано единой внутренней логикой». А далее она пишет, что «Индустрия 4.0, получила своё название в 2011 году в результате инициативы немецких бизнесменов и учёных, которые определили её так: ”средство повышения конкурентоспособности обрабатывающей промышленности Германии через усиленную интеграцию киберфизических систем, или CPS, в заводские процессы”».
Вот здесь и появляется производство, правда, без дополнения «цифровое». А примеров в Европе таких производств предостаточно: так в 2009 году в городе Леверкузен (Германия) запустили проект F3 Factory (Flexible, Fast and Future Factory). «Он пользуется финансовой поддержкой Евросоюза и направлен на «развитие эффективных и устойчивых процессов в химической промышленности, — утвердается в публикации, — В проекте, координируемом компанией Bayer Technology Services, принимают участие 25 крупных промышленных компаний и университетов из девяти стран Европы».
На другом конце Евразии возник другой, пока еще не понятный практически никому термин ОБЩЕСТВО 5.0. В публикации «Общество 5.0»: японские технологии для цифровой трансформации российской экономики (6 июля 2018) Сергей Юрков, генеральный менеджер подразделения стратегического развития ООО «Мицубиси Электрик (РУС)», утверждает: «Концепция Общества 5.0 абсолютно созвучна национальным целям и задачам развития России, сформулированными Правительством Российской Федерации. Она открывает широкое окно возможностей для каждого человека и для страны в целом в первую очередь потому, что в ней ключевую роль играют системы, важные для любого государства — экология, образование, культура, наука. А технологии, создают то самое равенство социальных возможностей, при котором потенциал каждого члена общества раскрывается максимально». Вчитываясь в эти слова ловишь себя на том, что в далекой, от Москвы, Японии как-то иначе смотрят в будущее, более того, неспешно призывают к тем идеалам, которые воспевались в советском обществе ХХ века.
Давайте посмотрим как это будет работать, обратясь к одному из главных идеологов концепции уважаемому Норицугу Уэмура. Вот что он говорил на пресс-ланче «Общество 5.0: японские технологи для цифровой трансформации российской экономики».
Отличие Индустрии 4.0 от Общества 5.0
Немецкая Индустрия 4.0 является стратегией для промышленного производственного сектора, японское Общество 5.0 подразумевает общество целиком. Концепции, конечно, очень схожи. Говоря о четвёртой немецкой стратегии, мы говорим о цифровизации промышленного сектора, что обобщает все процессы: от проектирования, работы инженеров, материалов, исследовании, разработок. Все эти секторы промышленности связаны в этой концепции цифровицазии.
А Общество 5.0, японская концепция, подразумевает не только производственный сектор. То есть в производственном секторе она, конечно же, схожа с концепцией 4.0. Но она намного обширнее, поскольку затрагивает и другие секторы: медицину, аэрокосмическую индустрию, логистику, сельское хозяйство, умные системы управления движением в городах и так далее. Мы хотим комплексно подойти к новому этапу развития целого общества как такового, централизации общества и киберпространства.
Концепция Общества 5.0 не менялась
Концепция Общества 5.0 не менялась – мы работаем с единой идеей, направленной на цифровизацию каждой сферы жизни общества. Это и есть основной фундамент, который не изменился. Говоря об основной философии стратегии Общества 5.0, мы подразумеваем, что каждый сектор уже находится на каком-то начальном этапе реализации и внедрения этой концепции в общество. Например, автономное вождение, мобильность. Мы уже провели более 40-ка исследований и проверок по всей Японии в удаленных районах и в городах.
О России и концепции Общества 5.0
Я уверен, что Россия готова к новому этапу цифровизации. Именно поэтому президент России Владимир Владимирович Путин объявил это в национальной стратегии. Отмечу, как коллега упоминал, 10 лет назад, когда я здесь работал, мы уже внедрили платформу e-F@ctory на одном из предприятий РЖД. Они уже с ней работают. Это уже часть общества 5.0.
О цифровизации
Цифровизация означает интеграцию физического и киберпространства. Мы сейчас живём в физическом, осязаемом мире. Можем пользоваться инструментами, машинами. В этом мире мы можем получать огромное количество информации с различных датчиков, различных сетей, компьютеров, загружать её в киберпространство и хранить там эти огромные массивы данных. Там же мы можем получать доступ и анализировать эти большие объёмы данных, переводить их обратно в наш мир. Этот цикл и называется цифровизация.
Самый лёгкий для реализации концепции Общества 5.0 – производственный сектор. Цифровизация подразумевает установку датчиков на производственных линиях, на конвейерной сборке, анализ собранных данных для улучшения производительности, снижения затрат.
Уважаемый Норицугу Уэмура не обошел и главную тему 2017 года, правда, она не связана с финансами: «Да, блокчейн – это как раз часть технологий Общества 5.0. Блокчейн является наименее затратным методом создания безопасности в киберпространстве, что является одним из ключевых вопросов в развитии Общества 5.0. Так как всё будет взаимоподключено и взаимосвязано».
Участник пресс-ланча Александр Агеев, генеральный директор Института экономических стратегий РАН (ИНЭС РАН) и генеральный директор Международного научно-исследовательского института проблем управления (МНИИПУ), д.э.н., профессор, так же включен в тематику цифровизации. В выступлении на «круглом столе», посвященном теме развития цифровой экономики, проходившем в рамках заседания Изборского клуба под названием «Цифровая мобилизация» он выделил свою триаду: цифровой экономики: «она состоит, во-первых, в достижении беспрецедентной гибкости технологий, производства и форматов потребления; во-вторых, в возможности кардинального удешевления производственных и логистических процессов; в-третьих, в «уплощении» моделей управления, резком росте значения самоорганизации». А потом он скромно заметил, что «в цифровую ажиотацию стала проникать еще более важная тема. Пока она названа проблемой Общества 5.0. Но за ее горизонтом нас ждет еще более захватывающий вызов». Что за вызовы, и какие ответы на них можно получить узнают участники секции Цифровизация современного производства, ведь очередные VIII Чарновские чтения пройдут 7-8 декабря 2018 года, когда вся страна и весь мир будут отмечать 150 лет со дня рождения Николая Чарновского.
Фото представлено ООО «Мицубиси Электрик (РУС)»
Хочется поблагодарить Сергея Юркова, генерального менеджера подразделения стратегического развития ООО «Мицубиси Электрик (РУС)» за представленные материалы
Источник: сайт КЛИП. Ссылка на оригинальную публикацию
Теги:Александр Агеев, БИЗНЕС, ИННОПРОМ 2018, Общество 5.0, платформа e-F@ctory, Сергей Юрков